Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для реализации образовательно - воспитательной деятельности в МДОАУ № 115 оборудованы 6 групповых ячеек. В состав каждой групповой ячейки входят:
1. Приемная – предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Приемные оборудованы шкафами для верхней одежды детей. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов, крючками для верхней одежды и полкой для обуви. Каждая индивидуальная ячейка маркируется в соответствии со списочным составом группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Также в приемной расположены информационные стенды для родителей (законных представителей) (Например: «Для вас, родители»), в которых расположен информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов, выставки детских работ с целью развития художественно-эстетического вкуса, повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности.
2. Умывально - туалетная комната – где установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, рядом с умывальниками установлены вешалки для детских полотенец по количеству обучающихся (воспитанников), кроме того, в туалетных установлены душевой поддон, умывальная раковина для персонала, шкаф для уборочного инвентаря. В образовательных целях размещен алгоритм мытья рук для формирования культурногигиенических навыков у воспитанников.
3. Групповая комната - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей их развития, в том числе для детей - инвалидов.
Развивающая предметно-пространственная среда МДОАУ № 115 обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда отвечает актуальным принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Развивающая предметно-пространственная среда групп содержит различные центры (уголки) активности, соответствующие содержанию пяти образовательных областей, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:
Развивающая предметно — пространственная среда
Образовательная область |
Развивающие центры и уголки детской активности |
Предназначение |
Социально — личностное развитие |
Центр «Дежурные» |
Создание условий для развития трудовых навыков в процессе дежурства детей |
«Уголок уединения» |
Обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным |
|
«Уголок безопасности» |
Знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения. |
|
«Патриотический уголок» |
Формировать у детей представление о их ближайшем окружении, семье; формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своей Родине |
|
Центр «Строительная мастерская» |
Развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления. |
|
Познавательное развитие |
«Уголок природы» |
Обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами |
«Краеведческий уголок» |
Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта, воспитание |
|
уважения и интереса к культурным ценностям и традициям русского народа |
||
Центр «Игровая зона» |
Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление ж изненного опыта |
|
«Книжный уголок» |
Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. |
|
Речевое развитие |
«Театрализованный уголок» |
Развитие творческих способностей ребенка, стрем ление проявить себя в играх-драматизациях |
Центр «Речевого развития» |
Развитие речи детей дошкольного возраста, развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти, игры на развитие мелкой моторики, артикуляции и дикции |
|
Художественно — эстетическое развитие |
Центр «Творческая мастерская» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца |
«Музыкальный уголок» |
Развитие творческих способностей в самостоятел ьно-ритмической деятельности |
|
Физическое развитие |
«Физкультурный уголок» |
Развитие двигательной активности и физических качеств детей. Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающим. |
Объекты для проведения практических занятий
Укажите информацию о наличии для использования инвалидами и лицами с ОВЗ объектов для проведения практических занятий. В случае, если они отсутствуют, указать – Объекты для проведения практических занятий отсутствуют
Библиотека
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями.
Библиотечный фонд укомплектован и обеспечивает реализацию образовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы, разработанной в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида МДОАУ № 115.
Отдельного кабинета библиотеки в детском саду нет, в качестве содержания библиотечного материала используется методический кабинет.
Спортивные объекты
Для обеспечения двигательной активности детей-инвалидов в МДОАУ № 115 оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
- Физкультурный зал: проведение утренней зарядки, занятий по физическому развитию, проведение спортивных праздников, развлечений, проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
- Физкультурные площадки в каждой возрастной группе: проведение занятий по физическому развитию на улице проведение утренней зарядки, спортивных праздников и развлечений на улице, проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
- Спортивная площадка проведение занятий по физическому развитию на улице закрепление основных видов движений (прыжки, ходьба, лазанье, равновесие).
- Уголки «Здоровье» в каждой возрастной группе проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе развитие двигательной активности и физических качеств детей.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в том числе и с детьми-инвалидами в МДОАУ № 115 используются различные средства обучения и воспитания. К средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Все объекты МДОАУ № 115 для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками) и детьми - инвалидами, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания: - игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки); - спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.); - учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое); - музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.); - техническими средствами обучения (магнитофоны, телевизор в музыкальном зале); - печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии и др.). Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
В МДОАУ № 115 имеется музыкальный/физкультурный зал, которые оборудованы всем необходимым материалом и оборудованием, в том числе для детей - инвалидов. В музыкальном зале есть проектор, экран, музыкальный центр, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы. В физкультурном зале есть мячи, обручи, скакалки, мат и др. Оснащенность методического кабинета средствами ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) способствует познавательному развитию и обучению педагогов обучающихся (воспитанников). В условиях детского сада ИКТ используется в различных видах образовательной деятельности, дополняя работу по воспитательной и образовательной деятельности. В образовательном процессе МДОАУ № 115 используются 2 компьютера, подключенных к сети Интернет; функционирует официальный сайт дошкольной организации, содержащий информацию о деятельности организации с целью обеспечения открытости и доступности информации об учреждении для общественности и привлечения законных представителей обучающихся (воспитанников).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в том числе и с детьми-инвалидами в МДОАУ № 115 используются различные средства обучения и воспитания. К средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Все объекты МДОАУ № 115 для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками) и детьми - инвалидами, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки);
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
- учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое);
- музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.);
- техническими средствами обучения (магнитофоны, телевизор в музыкальном зале);
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
В МДОАУ № 115 имеется музыкальный/физкультурный зал, которые оборудованы всем необходимым материалом и оборудованием, в том числе для детей - инвалидов. В музыкальном зале есть проектор, экран, музыкальный центр, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы. В физкультурном зале есть мячи, обручи, скакалки, мат и др. Оснащенность методического кабинета средствами ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) способствует познавательному развитию и обучению педагогов обучающихся (воспитанников). В условиях детского сада ИКТ используется в различных видах образовательной деятельности, дополняя работу по воспитательной и образовательной деятельности. В образовательном процессе МДОАУ № 115 используются 2 компьютера, подключенных к сети Интернет; функционирует официальный сайт дошкольной организации, содержащий информацию о деятельности организации с целью обеспечения открытости и доступности информации об учреждении для общественности и привлечения законных представителей обучающихся (воспитанников).
Конструктивные особенности здания ДОУ «Название сада» не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
В комплексе с другими здоровьесберегающими факторами питание является основой для физического и нервно-психического развития детей, повышения сопротивляемости организма к заболеваниям.
Основными принципами организации рационального питания детей в МДОАУ № 115 является:
- обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающим физиологическим потребностям детского организма;
- соблюдение определенного режима питания;
- выполнение установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов, а также создание условий для эстетического и культурно-гигиенического развития детей.
При организации детского питания в МДОАУ № 115 большое значение уделяется правильному составлению меню. Важно также правильное распределение различных продуктов в течение суток, а также калорийность питания, что осуществляется при помощи десятидневного меню. Разнообразие пищи достигается как за счет широкого использования набора продуктов, строгого соблюдения правил приготовления пищи и различных способов их кулинарной обработки, позволяющей приготовить из одного продукта широкий ассортимент блюд. С этой целью в МДОАУ № 115 создана картотека блюд - технологические карты.
Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют условия, в которых организуется питание. Во всех возрастных группах создана спокойная обстановка, ничто не отвлекает внимание детей во время еды. Сервировка стола, внешний вид блюд, их вкусовые качества вызывают положительные эмоции у детей.
На основе примерного перспективного десятидневное меню комбинат составляет ежедневное меню на неделю вперед, что обеспечивает:
- правильное сочетание блюд в рационе; - разнообразие в диете, и повышение усвоения отдельных продуктов; - распределение калорийности питания в течение суток;
- строгое соответствие объема пищи возрасту ребенка, то есть, пища удовлетворяет не только потребностям растущего организма и вызывает чувство насыщения, но и соответствует возрастной емкости желудка.
Объемы разовых порций и суточный объем пищи нормированы для детей каждой возрастной группы в строгом соответствии требованиям СанПиН.
Особое внимание уделяется организации режима питания:
- режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание,
- режим строится с учетом 12 - часового пребывания детей в МДОАУ № 115, при организации 5-ти разового питания и дополнительного второго завтрака в виде соков и фруктов;
- график выдачи пищи по группам составлен с таким расчетом, чтобы дети получали не слишком горячую, но и не уже остывшую пищу; - правильно организованный режим обеспечивает лучшее сохранение аппетита.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – одно из ведущих направлений деятельности учреждения. В детском саду созданы благоприятные условия для реализации данного направления. Имеется спортивная площадка, уголки здоровья и физкультурные уголки в каждой возрастной группе, оснащены всем необходимым оборудованием для развития двигательной активности детей, профилактики плоскостопия, нарушения осанки. В группах имеется здоровьесберегающее оборудование (массажные коврики, бактерицидные лампы). В здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский кабинет и процедурный кабинет. Медицинский кабинет оборудован в соответствии с СанПиН. Все оборудование медицинского кабинета передано в безвозмездное пользование ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинским персоналом учреждения здравоохранения (ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга), на основании заключенного договора.
Профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
- соблюдение режима дня;
- ежедневные прогулки;
- снятие умственной усталости во время занятий (физ.минутки, релаксационные паузы);
- дыхательная гимнастика;
- С-витаминизация;
- ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
- организация теплового и воздушного режима помещения;
- утренняя гимнастика;
- корригирующая гимнастика;
- физкультурные занятия;
- закаливание (сон без пижам, ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
-в холодное время ходьба по массажным коврикам, в теплое время по «Тропе здоровья».
Цель «Тропы здоровья»: коррекция и профилактика плоскостопия у детей.
Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются:
• улучшить координацию движений;
• улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;
• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
• приобщить детей к здоровому образу жизни.
«Тропа здоровья» начинает функционировать в летний период, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже 20ºС - 22ºС, и заканчивает свою работу во второй половине августа.
Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята в конце прогулки проходят босиком по «Тропе здоровья».
"Тропа здоровья" имеет прямоугольную форму длиной 6,25 м. и шириной 1,15 м и 5 секций. Всего используются три разных покрытия:
-«Массажная дорожка» (искусственная трава) . Цель : улучшение кровообращения стоп;
-«Весело по камушкам» (керамзитные камушки). Цель : формирование правильного свода стопы.
- «Песочек - для здоровья дружочек» (песчаная поверхность). Цель: регуляция нервной системы.
Педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, индивидуальное консультирование родителей.
В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, в которых периодически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации и ведении здорового образа жизни.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога МДОАУ № 115 оборудован специальными техническими средствами обучения для коллективного или индивидуального пользования для детей-инвалидов: световой стол для рисования песком, логопедическое зеркало и другие логопедические средства обучения.Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МДОАУ №115 отсутствуют